Квалифицированный сертификат

Понятие квалифицированного сертификата появилось вместе со вступлением в силу 8 апреля 2011 года Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи». По этому закону выделяется три вида электронных подписей, среди которых самая значимая – квалифицированная.

Квалифицированный сертификат – это электронный документ, в котором содержится ключ проверки (открытый ключ) квалифицированной электронной подписи.

Квалифицированная электронная подпись (КЭП) – это электронная подпись, которая обладает следующими особенностями:

  1. получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
  2. позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
  3. позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после его подписания;
  4. создается и проверяется с использованием средств электронной подписи, получивших подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
  5. ключ проверки (открытый ключ) электронной подписи содержится в квалифицированном сертификате.

Возможность выпуска квалифицированного сертификата появилась совсем недавно, и технология работы с ним значительно отличается от старого сертификата ЭЦП. Именно поэтому сейчас далеко не все информационные системы готовы принимать квалифицированные сертификаты, но это лишь вопрос времени.


Квалифицированные сертификаты
ключей проверки электронных подписей (ЭП), изготовленные согласно 63-ФЗ , позволяют пользователям:

  • регистрироваться и заказывать в электронном виде различные государственные услуги на портале gosuslugi.ru (для организаций, ИП и граждан);
  • заносить необходимую информацию в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц на сайте www.fedresurs.ru (для всех юридических лиц согласно 129-ФЗ;
  • подключаться к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), запрашивать и получать в электронном виде необходимые документы для оказания государственных и муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам (для сотрудников государственных органов согласно 210-ФЗ);
  • регистрироваться и размещать информацию о закупках на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru (для отдельных видов юридических лиц согласно требованиям 223-ФЗ);
  • регистрироваться и размещать информацию о закупках на официальном сайте РФ zapret-info.gov.ru (для операторов связи и операторов хостинга согласно требованиям 149-ФЗ);
  • осуществлять сдачу отчетности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (для саморегулируемых организаций - СРО);
  • осуществлять подачу документов в ГАТИ в электронном виде для оформления ордеров на производство земляных, строительных и ремонтных работ;
  • участвовать в электронных аукционах, проводимых на площадках, принимающих квалифицированную ЭП;
  • осуществлять в электронном виде юридически значимый документооборот в различных информационных системах;
  • ЭТП utp.sberbank-ast.ru (является подразделом площадки Сбербанк-АСТ для торгов по 223-ФЗ);
  • Портале Федеральной службы по финансовым рынкам России - www.fcsm.ru;
  • Электронной торговой площадке «БашЗаказ» - http://bashzakaz.ru.

Перечень информационных систем, в которых используется квалифицированная электронная подпись:

Государственные порталы, сайты:

  • www.zakupki.gov.ru - Единый официальный сайт о размещении заказов (223-ФЗ);
  • www.fedresurs.ru - Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (129-ФЗ)
  • www.zapret-info.gov.ru - Единый реестр доменных имён (149-ФЗ);
  • www.gosuslugi.ru - портал государственных услуг;
  • www.pgu.mos.ru - портал государственных и муниципальных услуг города Москвы.

Системы электронного документооборота и сдачи отчетности:

  • Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) (сертификат уполномоченного лица);
  • Система электронного документооборота Банка России для участников финансовых рынков;
  • Система ФГИС Росаккредитации;
  • Система ФГИС ЕАИС ФСТ Федеральной службы по тарифам (ФСТ);
  • Система ФГИС Территориального планирования (ФГИС ТП);
  • Система ГИС Энергоэффективность;
  • Система ФАУ «Главгосэкспертиза России»;
  • Система Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество);
  • Система Федерального института по промышленной собственности (ФИПС);
  • Система Министерства энергетики РФ;
  • Федеральная система сбора, обработки и хранения данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда (АС АКОТ);
  • Система Национального Союза Страховщиков ответственности (НССО);
  • Система Государственной административно-технической инспекции СПб (ГАТИ);
  • Отчетность в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг);
  • Отчетность в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
  • Отчётность в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга (ГЖИ СПб);
  • Портал ГИС ЖКХ РФ - dom.gosuslugi.ru презентация портала ГИС ЖКХ;
  • Межведомственная система электронного документооборота (МСЭД);
  • Отчетность в органы местного самоуправления согласно Постановлению Правительства РФ № 1468;
  • Различные корпоративные информационные системы защищённого документооборота;

Подробнее о получении Квалифицированного сертификата

Для регистрации в качестве заказчика необходим квалифицированный сертификат юридического лица на имя руководителя.

1. Зарегистрируйтесь на портале Госуслуг www.gosuslugi.ru
2. Зарегистрируйтесь на сайте госзакупок www.zakupki.gov.ru
3. Подождите активации учетной записи на сайте госзакупок.
4. Выдайте себе права для оформления заказов.
пользователями организации» отметьте все необходимые вам права.
Если вы хотите передать функции по размещению заказа сотрудникам.
5. Зарегистрируйте сотрудников как физических лиц.

  • Для этого они должны получить квалифицированный сертификат физического лица.
  • Сотрудники регистрируются на портале Госуслуг (www.gosuslugi.ru)
6. Заведите сотрудников на сайте Госуслуг (www.gosuslugi.ru).
7. Подождите активации учетных записей на сайте госзакупок.
8. Выдайте на сайте госзакупок (www.zakupki.gov.ru) сотрудникам необходимые права.
Если вы хотите передать функцию по регистрации сотрудников системному администратору.
  • Зарегистрируйте системного адмнистратора как физическое лицо (п. 6).
  • Заведите на сайте Госуслуг (www.gosuslugi.ru) администратора с правами «администратор профиля организации».

Процесс может занять около часа, в итоге в личном кабинете в разделе «Положения о закупке» появится кнопка «+».

Для этого зайдите в личный кабинет сайта госзакупок во вкладку «Не зарегистрированы» и в разделе «Управление

Дополнительно к пунктам 1-5.

Эти действия необходимо проделать от имени юридического лица.

Проверить активацию можно в разделе «Управления пользователями организации» на вкладке «Не зарегистрированы».

Дополнительно к пунктам 1-5.

Теперь ваш системный администратор может добавлять сотрудников и назначать им необходимые права.